Злоключения Елкина

Рецензия к фильму: Пиноккио / Pinocchio
Злоключения Елкина
Злоключения Елкина Злоключения Елкина Злоключения Елкина Злоключения Елкина Злоключения Елкина Злоключения Елкина Злоключения Елкина
// Копцев Алексей, 19 февраля 2004 года

Пиноккио — персонаж заслуженный. Это не пострел Поттер, которому без году неделя. Нет, наш деревянный андроид — настоящий ветеран сказочной гильдии. Уже 184 года он веселит ребятишек во многих странах мира, да еще и учит хорошему. На своем ярком примере. Книжка о его приключениях переведена на 87 языков, к ней написано 27 продолжений и поставлено несколько сотен спектаклей.

Да и кино, конечно же, не могло обойти стороной этот сюжет. В результате, фильмы получились замечательные. В Италии — это Le Avventure Di Pinocchio, снятый Луиджи Коменчини, вышедший в прокат в 1972 году, у нас — нечаевские «Приключения Буратино», ставшие любимой картиной нескольких поколений советских мальчиков и девочек.

Правда, назвать этот фильм экранизацией книжки Коллоди нельзя, ведь основой для сценария стал вольный пересказ Алексея Толстого «Приключения Буратино». Из сказки начисто пропала вся католическая дидактика и христианская мораль. Это, в общем-то, и понятно — книга появилась на свет в стране победившего атеизма. Поэтому Алексей Николаевич не мог себе позволить какие-то аналогии с религиозными текстами. Очень уж он ценил спокойную и сибаритскую жизнь.

Вот сказка и получилась веселыми похождениями деревянного человека, борющегося с капиталистами в лице Карабаса и Дуремара. Ее телевизионная версия еще больше отдалила нас от первоисточника. Мы увидели забавный мюзикл, основой которого стала даже не история Буратино, а музыкальные номера и прочий тюзовский выпендреж. Так, на одной шестой части суши в общем-то забыли про Коллоди, его религиозные принципы и про историю превращения елового («пино» по-итальянски — «елка») истукана в хорошего и совестливого мальчика.

Думаю, стоит вспомнить. Религия сейчас у нас в большом фаворе, да и повод есть отличный: не так давно на лицензионном видео вышел новый фильм оскароносца Роберто Бениньи «Приключения Пиноккио». Роберто не только сыграл в нем главную роль, но и стал режиссером-постановщиком. А его супруга, Николетта Браски, фильм спродюсировала.

Чтобы вы лучше могли разобраться в замысле автора, поделюсь несколькими фактами из его творческой, и не только, биографии. Вырос Бениньи в глубоко религиозной католической семье и даже некоторое время учился в семинарии. Хотел стать священником. При этом он обладает совершенно неуправляемым темпераментом и позволяет себе очень откровенные высказывания и суждения, некоторое время «тусовался» в среде римских неформалов.

Поэтому и жанр «Приключений Пиноккио» можно определить, как католическую проповедь с элементами «комедии дель арте». Странное, честно говоря, зрелище. После фильма «Жизнь прекрасна» я ожидал увидеть что-то совершенно невероятное. Ведь предыдущая картина Бениньи стала для меня настоящим открытием, да и шоком в придачу. Контраст между предлагаемыми обстоятельствами (немецкий концлагерь) и характером главного персонажа был чудовищен, разил наповал.

Но чуда не произошло. Все было замечательно, пока к плотнику Джепетто не прикатилось бревно. А из него не вылез стареющий комик Роберто. Пожилые мальчики — зрелище душераздирающее. Пусть и талантливые. Бениньи заполняет собой все пространство кадра. Гримасничает, кривляется, вопит и скачет. Не скажу, что такая актерская игра завораживает, скорее наоборот.

Ситуацию не спасают ни прекрасные итальянские пейзажи, ни колоритные персонажи: похожий на Шуфутинского сеньор Маджифико (в нашем варианте — Карабас), ни Голубая Фея (прекрасно сыгранная Николеттой Браска), ни плутоватые Лис и Кот.

При всем визуальном великолепии (декорации, спецэффекты) зрелище получилось каким-то тяжеловесным, сложным для детского восприятия. Некоторые символы и аллюзии так вообще мне показались страшными — такие, как черные зайцы-могильщики. Тема смерти, кстати, активно эксплуатируется в фильме. Часто проводятся параллели с адом и раем. Идет речь о наказании за грехи человеческие, о божественном прощении и прочая. Правда, вместо Девы Марии мы видим Голубую Фею. Но это ровным счетом, ничего не меняет.

Может быть мы просто отвыкли, отошли от христианской культуры? Поэтому и кажется, что фильм страдает излишним морализаторством (а книга — и того больше). Наверное, стоит взяться за ум и о душе подумать? Пусть каждый решает сам.

Относительно себя я скажу следующее. Дети должны смотреть этот фильм вместе с родителями. А нам, наверное, стоит перечитать Библию и Евангелие, чтобы не оплошать перед нашими чадами.

Тогда они и в ослов не превратятся. Как Пиноккио с Лучиноло.

Дата публикации: 09.02.2004
Год: 2002

Похожие рецензии

Моя ужасная няня / Nanny McPhee
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 0

Гарри Поттер и Орден Феникса / Harry Potter and the Order of the Phoenix
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2007

Лавка чудес / Mr. Magorium's Wonder Emporium
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 0

Книга мастеров
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 0

Битва титанов / Clash of the Titans
Дата публикации: 27.09.2011
Год: 2010